КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Программа дополнительного образования Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного
вида № 56» Асбестовского городского округа «Логоритмика» (направленность
– социально – педагогическая) для детей 2 - 3 лет (срок обучения 1 год)
Программа дополнительного образования социально – педагогической
направленности «Логоритмика.» ориентирована на формирование речевых
навыков детей младшего дошкольного возраста. Программа составлена в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной
педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и
речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию
напряженности. Как отмечает Г.А. Волкова, логопедическая ритмика является
своеобразной формой активной терапии. Под влиянием регулярных
логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка
сердечно-сосудистой,
дыхательной,
двигательной,
сенсорной,
речедвигательной и других систем.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей,
имеющих нарушения речи. Это результат недостаточного внимания со стороны
родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение
частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте
имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка.
В дошкольном образовании одной из методик, направленных на
формирование речи детей младшего дошкольного возраста является
логопедическая ритмика.
Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного
возраста
происходят
значимые
изменения
в
звукопроизношении,
словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный
подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и
речевых возможностей.
Отличительная особенность программы является то, что она
предусматривает логопедическое воздействие на детей раннего возраста,
начиная с 2 летнего возраста с целью профилактики речевых расстройств и
предотвращения тяжелых нарушений речи.
Программа по логоритмике, полностью соответствует тематическому
планированию образовательной деятельности ДОО, включает работу над
формированием коммуникативной компетенции детей в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями. На логоритмических
занятиях реализуются здоровьесберегающие технологии, что не только
благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально
эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой
слова, расширения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.
Адресат программы – дети в возрасте 2-3 лет.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 1 учебный
год обучения (октябрь-май). Общее количество учебных часов для освоения
программы – 32 часа.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – групповая
работа в одновозрастном постоянном составе.
Режим занятий - количество занятий – 1 раз в неделю,
продолжительность – 10-15 минут.
В программе описаны возрастные особенности речевого развития
детей 2-3 летнего возраста, которые помогают педагогам и родителям во
взаимодействии проводить раннюю профилактику речевых нарушений,
способствовать развитию детей раннего возраста.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и
музыки, на которых используются нетрадиционные эффективные
разнообразные формы, средства и методы физического, эстетического и
музыкального воспитания детей.
Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие
оздоровительную
направленность
(общеразвивающие
упражнения,
пальчиковые игры, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз), что
благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит
перестройка
различных
систем
(сердечно-сосудистой,
дыхательной,
речедвигательной).
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы –
последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала,
отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение
доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому
развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный
настрой, учит общению со сверстниками.
Цель программы - развитие речи детей раннего возраста, профилактика
отклонений в речевом развитии ребёнка путем развития двигательной сферы в
сочетании со словом и музыкой.
Задачи программы: развивать речевое и слуховое внимание; учить
переключать внимание, включая смену движений; различать темпы мелодий,
петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко); формировать
правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные
движения; устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу
действий; развивать физиологическое дыхание; развивать артикуляционный
аппарат; развивать силу голоса и выразительность речи; развивать мелкую
моторику, точность движений; развивать мимику лица; развивать мелодико –
интонационные и просодические компоненты речи, творческую фантазию и
воображение; формировать правильную артикуляцию звука.
Планируемые результаты освоения программы
Реализация программы рассчитана на получение определенных
результатов. При освоении ДОП «Логоритмика» обучающиеся получают
определенные знания, умения и навыки. При регулярном проведении
логоритмических занятий у детей произойдет положительная перестройка
сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем.
ДОП «Логоритмика» не является традиционной моделью передачи этих
знаний, умений и навыков, а предоставляют собой педагогические технологии
развития и становления личности, механизма ее самореализации.
Уровень освоения данной программы предполагает удовлетворение
познавательных интересов ребенка, расширение информированности в данной
образовательной области.
Основные принципы формирования групп:
Группы формируются исходя из запросов родителей (законных
представителей) воспитанников. Численный состав группы – не более 12
человек, дети 2 -3 лет.
Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с
октября по май включительно).
Возраст
Время
Количество
2 - 3 года
10 - 15 минут
1 раз в неделю
18.00 – 18.15
День недели: четверг
Организация учебно-воспитательного процесса:
1. Занятия проводятся фронтально.
2. Занятия носят занимательный характер.
3. Занятия составляются с опорой на лексические темы.
4. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую
целостность.
5.Содержание двигательного и речевого материала варьируется в
зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
Общий объем учебной нагрузки:
При организации логоритмической деятельности детей дошкольного
возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную формы.
Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в
соответствии с требованиями с требованиями СанПиН от 15 мая2013 г., и не
превышает 10 -15 минут.
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на
результаты образовательного мониторинга.
Учебный план
Название
раздела
Логоритмика
2 - 3 лет
продолжительность в неделю
НОД
10-15 мин
1
32
ИТОГО
10-15 мин
32
1
в год
Формы
контроля
Педагогический
мониторинг –
оценка
достижений
результатов ДОП
«Логоритмика»
Формы и приемы организации образовательного процесса
Занятия дополнительно - общеразвивающей деятельности, разработанные
по методике М.Ю.Картушиной «Логоритмические занятия для детей 2 – 3 лет»,
проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького
ребёнка.
На логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и
практические методы.
Модель ДОП «Логоритмика»
Пальчи
ковые
игры
Ритмические игры с
музыкальн.
инструментами
Танцы под пение
взрослого
Речевые
игры
Логопеди
ческая ритмика
Песни и стихи,
сопровождаемые
движениями
Музыкально –
двигательные
упражнения, игры
Коммуникативные
игры
Упражнения для
развития крупной и
мелкой моторики
Структура логоритмического занятия: вводная, основная, заключительная
часть.
В реализации ДОП «Логоритмика» непосредственное участие могут
принимать и родители (законные представители) воспитанников, посредством
создания совместных образовательных проектов, на основе выявления
потребностей и поддержки.
При реализации программы используются следующие принципы
взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по
ДОП «Логоритмика».
Формы аттестации (способы проверки результатов освоения
программы): диагностика на начало и конец учебного года.
Оценка достижений результатов образовательной услуги проводится в
начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания
детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики,
речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении
планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное
исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику
изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе
логоритмических занятий.
Список литературы:
1. Г.А.Волкова «Логопедическая ритмика: учебник для студентов высших
учебных заведений» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2010;
2. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с
детьми 3-4 лет» - Москва: ТЦ Сфера, 2008;
3. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 5
лет» Методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2008;
4. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»
Методическое пособие.- Москва: ТЦ Сфера,2003;
5. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» Санкт –Петербург: Корона принт 2004;
6. О.А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и
упражнениях»; Санкт –Петербург: Корона принт 2005;
7. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги»; Санкт –Петербург:
Корона - век 2007;
8. О.Н.Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в
детском саду. Занятия, игры, упражнения» - Волгоград: Учитель, 2011;
9. М.Ю.Картушина «Коммуникативные игры для дошкольников»
Методическое пособие – Москва: Скипторий,2013.